27 мая 2014 г.

Права и обязанности пациентов и их семей

Права и обязанности граждан в области здравоохранения регламентированы статьей 29  Конституции Республики Казахстан и главой 16 Кодекса Республики Казахстан от 18 сентября 2009 года № 193-IV «О здоровье народа и системе здравоохранения» (далее Кодекс).

Граждане Республики Казахстан имеют право на:
1. охрану здоровья;
2. получение гарантированного объема бесплатной медицинской помощи в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Республики Казахстан;
3. свободный выбор медицинской организации, качественную и своевременную медицинскую помощь;
4. дополнительные медицинские услуги сверх гарантированного объема бесплатной медицинской помощи за счет собственных средств, средств организаций, системы добровольного страхования и иных незапрещенных источников;
5. неприкосновенность частной жизни, сохранение сведений, составляющих врачебную тайну;
6. возмещение вреда, причиненного здоровью неправильным назначением и применением медицинскими работниками лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники;
7. удостоверение факта временной нетрудоспособности с выдачей листа временной нетрудоспособности или справки о временной нетрудоспособности;
8. безвозмездное получение от государственных органов, организаций и лечащего врача в пределах их компетенции достоверной информации о методах профилактики, диагностики, лечения заболевания и медицинской реабилитации, клинических исследованиях, факторах, влияющих на здоровье, включая состояние окружающей среды, условия труда, быта и отдыха, здоровом питании и безопасности пищевых продуктов, в том числе заключения санитарно-эпидемиологической экспертизы;
9. получение от государственных органов, независимых экспертных организаций и субъектов в сфере обращения лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники информации о безопасности, эффективности и качестве реализуемых лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники;
10. санитарно-эпидемиологическое, экологическое благополучие и радиационную безопасность; 
11. обжалование действий (бездействия) медицинских и фармацевтических работников в организацию здравоохранения, вышестоящий орган и (или) в судебном порядке;
12. ходатайство о привлечении независимых экспертов в случае несогласия с выводами государственной медицинской экспертизы.

При получении медицинской помощи пациент имеет право на:
1. достойное обращение в процессе диагностики, лечения и ухода, уважительное отношение к своим культурным и личностным ценностям;
2. медицинскую помощь в очередности, определяемой исключительно на основе медицинских критериев, без влияния каких-либо дискриминационных факторов;
3. поддержку со стороны семьи, родственников и друзей, а также служителей религиозных объединений;
4. облегчение страданий в той мере, в какой это позволяет существующий уровень медицинских технологий;
5. получение независимого мнения о состоянии своего здоровья и проведение консилиума;
6. на получение информации о своих правах и обязанностях, оказываемых услугах, условиях и порядке их оказания, стоимости платных услуг, а также о порядке их предоставления;
7. получение медицинской помощи после получения информированного устного или письменного добровольного согласия;
8. на исчерпывающую информацию о состоянии своего здоровья, включая данные о возможном риске и преимуществах предлагаемых и альтернативных методов лечения, сведения о возможных последствиях отказа от лечения, информацию о диагнозе, прогнозе и плане лечебных мероприятий, о назначаемых лекарственных средствах в доступной форме, а также разъяснение причин выписки домой или перевода в другую медицинскую организацию;
9. пациент может назначить лицо, которому следует сообщить информацию о состоянии его здоровья. 
10. при стационарном лечении детей в возрасте до трех лет, а также тяжело больных детей старшего возраста, нуждающихся по заключению врачей в дополнительном уходе, матери (отцу) или иному лицу, непосредственно осуществляющему уход за ребенком, предоставляется возможность находиться с ним в медицинской организации с выдачей листа о временной нетрудоспособности;
11. кормящая мать ребенка до одного года жизни обеспечивается бесплатным питанием в медицинской организации на весь период пребывания по уходу за ребенком.
12. Пациент или его законный представитель имеет право отказаться от медицинской помощи, за исключением случаев, предусмотренных статьей 94 Кодекса.

Защита прав пациентов осуществляется органами, организациями здравоохранения, а также общественными объединениями в пределах их компетенции.

Обязанности пациентов
      Пациент обязан:
1. принимать меры к сохранению и укреплению своего здоровья;
2. проявлять в общении с медицинскими работниками уважение и такт;
3. сообщать врачу всю информацию, необходимую для постановки диагноза и лечения заболевания, после дачи согласия на медицинское вмешательство неукоснительно выполнять все предписания лечащего врача;
4. соблюдать правила внутреннего распорядка и бережно относиться к имуществу медицинской организации, сотрудничать с медицинским персоналом при получении медицинской помощи;
5. своевременно информировать медицинских работников об изменении состояния своего здоровья в процессе диагностики и лечения, а также в случаях возникновения заболеваний, представляющих опасность для окружающих, либо подозрения на них;
6. не совершать действий, нарушающих права других пациентов;
7. выполнять иные обязанности, предусмотренные законами Республики Казахстан.

Обязанности пациентов  распространяются на родителей или иных лиц, непосредственно осуществляющих в стационаре уход за больным ребенком.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Фамилия, Имя, Отчество
контактные данные (телефон, адрес электронной почты)